Header image  
художественная мебель и утварь  
   
    artposad.com
 
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ВЫЖИГ (посуда, мебель, зеркала, рамы)
 
Валерий Воробьев +7(916) 424 90 46
artcountry@yandex.ru
на главную страницу
на главную страницу
komod
комод (столярная работа, дерево, выжиг, темпера. 100см.х101см.х45см.)
 

короб (45см.х30см.х18см.)

короб (дерево, выжиг, темпера. 45х30х18см.)
 

короб (60х360х21см.)

короб (дерево, выжиг, темпера. 60х360х21см.)
 
АРТПОСАД - журнал о провинциальном искусстве России
на главную страницу
artcountry@yandex.ru

Среди разнообразных видов народного искусства есть один, который привлекает внимание любителей своей яркой образностью и энергичной динамикой. Он даже собственно не вид, а скорее способ оформления, декора произведений разных видов деревянных изделий. Это так называемая «выжига по дереву». Резные, токарные, столярные деревянные игрушки, матрешки, панно, шкатулки, тарели, украшенные росписью по выжженному контуру получили свой новый художественный образ, отмеченный характерной для модерна репрезентативностью ещё в конце XIX-начале XX вв. Именно это время стало периодом наивысшего подъёма искусства выжигания по дереву.
Имеющее ещё одно научное название – пирография, оно уходит своими корнями в глубокую древность. Первые предметы быта, украшенные выжиганием были обнаружены в Перу и датируются 700 г. до н.э. Тогда рисунки делали накалёнными на костре кончиками железных прутов. Затем на смену им пришли разнообразные, постоянно совершенствующиеся приборы.
В Европе выжигание распространилось в XVIII столетии сначала во Франции, а позже – в Германии. Отсюда проистекают и два сложившихся стиля оформления предметов «выжигой» - французский, рождавший тщательный, утончённый рисунок, и немецкий – более простой, выполняемый широкой линией.
В России способ выжигания по дереву также был широко применяем в народном искусстве. Достаточно, например, вспомнить изумительные федосеевские игрушки и ложки, так называемую «топорщину», создававшуюся в селах и деревнях Семёновского уезда Нижегородской губернии. Ряд российских музеев хранит эти оригинальные произведения как память о начальном этапе сложения этого вида народного искусства.
В эпоху модерна распространению выжигания способствовала деятельность художников, сплотившихся вокруг Кустарного музея Московского губернского земства, Строгановского художественно-промышленного училища, московской мастерской «Детское воспитание, усадеб Абрамцево и Талашкино. Имена М.В. Якунчиковой, Н.Я. Давыдовой, С.В. Малютина, А.П. Зиновьева.
         Именно в мастерской «Детское воспитание» токарем Василием Петровичем Звёздочкиным (1876-1955) и художником Сергеем Васильевичем Малютиным (1859-1937) была создана расписанная по выжженному контуру первая русская матрёшка, образцы которой хранятся ныне в Государственном историческом музее, Музее игрушки и Музее-усадьбе В.Д. Поленова.
Принято считать, что в Сергиевском посаде искусство выжигания получило свой особый взлёт в связи с творчеством художника Владимира Ивановича Соколова (1872-1946), появившегося в городе в 1902 г. Однако и до него в посаде, согласно сведениям в литературе,  работала фирма «Товарищество Каплен. Художественное выжигание, раскрашивание и резьба по дереву».
Известно, что одним из первых мастеров выжигания стал в посаде В.Н. Никитин, выполнявший выжженные изделия с 1898 г. и сдававший их в открытую здесь в 1891 г. в Учебную игрушечную мастерскую МГЗ. Работали по выжиге и братья Александр Тимофеевич (1872-1924),  Константин Тимофеевич (1878-1944) и Павел Тимофеевич (1866-1936) Марандины, знаменитые мастера росписи по фарфору и игрушкам. История сохранила нам и имена ряда других мастеров: Ивана Дмитриевича Дмитриева, Ивана Григорьевича Прохорова (1880-?), братьев Василия Степановича (1879-1964)  и Петра Степановича (1889-1966) Ивановых, Дмитрий Николаевич Пичугин-Николаев (1869-1923), Николай Гаврилович Баранов (1879-1941), Иван Степанович Бусыгин, Иван Сергеевич. Бурдунин  (1840?-1917), Александр Иванович Шишкин (1905-1977), Александр Иванович Токарев (1880-1937), Шарпанов и т.д.
Так И.Г. Прохоров открыл в посаде собственную мастерскую, из которой вышел ряд известных произведений, таких, как хранящиеся в Музее игрушки матрёшки «Конёк-Горбунок» (1903-1904), «Кутузов», «Наполеон» (обе 1912 г.), «Золотая рыбка», «Царевна-лебедь», а также «Жар-птица», «Иван царевич» и т.д. Оригинальны выполненные в виде шлемов 6-местные матрёшки «Богатырь» и «Девушка» (обе в собрании Музея игрушки).
Изделия мастерской братьев Ивановых также пользовались большой популярностью и спросом. Им принадлежат хранящиеся в Музее игрушки 8-местная матрёшка «Дед-репка» (1903-1904 гг.),  12-местная матрёшка (1903-1904 гг.), укладка «Крестьянка» (1903-1904 гг.) В 1903-1910 гг. они придумали и создали характерные 8-местные матрёшки «Жених» и «Невеста», которые, возможно, представляли собой некие свадебные сувениры.
Собственной  мастерской владел и Д.И. Пичугин. Он стал известен как автор выжженных и расписанных матрёшек-бояр и боярынь, пасхальных яиц, полочек, панно, шкатулок. Ему даже была присуждена Малая серебряная медаль «за игрушки весьма удовлетворительные на Всероссийской кустарной выставке с художественно-промышленным и иностранным отделами 1907-1908 гг. в СПб.». (Диплом Министерства финансов хранится в собрании Музея игрушки). В Музее игрушки хранятся несколько его произведений, в том числе 8 и 12-местные матрёшки «Народы Прибалтики», укладки «Витязь», «Старик-мухомор» (обе 1900-1910 гг.), «Мухомор-боярин» (1903-1910 гг.), а также 12-местная матрёшка «Боярин» (1908-1910 гг.) и  6-местная «Боярыня» (1900-1910 гг.), выполненные в рамках стиля модерн с присущими ему характерными чертами.
Близки к этому произведению и укладки-бояре И.С. Бурдунина и А.И. Шишкина из собрания Музея игрушки. Интересны по образности укладка «Ермак» (1900-1914), матрёшка «Степан Разин» И.С. Бусыгина из собрания Музея игрушки, 8-местная матрёшка «Старик» Шарпанова.
С 1902 г. точил и расписывал матрёшки А.И. Токарев. Говорят, что ему особенно удавалась, так называемая, «контурка» — завершающий графический чёрный рисунок по цветной росписи. Ему помогали жена, сын, две дочери и внучки. Росписью матрёшек занимались и братья Токаревы-старшего Сергей, Василий и Константин.
В отдельную область коллекции можно отнести произведения, созданные по эскизам известных художников Николая Дмитриевича Бартрама (1873-1931), Николая Петровича Яныченко (1880-1929), братьев Владимира Ивановича (1972-1946) и Василия Ивановича (1991-1956) Соколовых, Александра Прокофьевича Зиновьева (1880-1941), Ивана Ивановича Овешкова (1877-1942), Сергея Васильевича Малютина.
Так, в Музее игрушки хранятся созданные в технике росписи по выжиге работы по рисункам Н.Д. Бартрама: укладки «Боярыня», «Царь», «Купчиха», копилка «Баба-яга», 10-местная матрёшка «Народы Севера», изготовленные к 100-летию со дня рождения Н.В. Гоголя матрёшки «Ревизор» и «Тарас Бульба» (обе – 1909 г.). Здесь же и конусообразная укладка «Боярыня» по рисунку Н.П. Яныченко.
Однако, конечно, наибольший след в области создания расписных по выжженному контуру изделий оставил В.И. Соколов. Поворотным пунктом в его творческой судьбе стала встреча и знакомство в 1902 г. с основателем и попечителем Кустарного музея Московского губернского земства Сергеем Тимофеевичем Морозовым, который предложил художнику место преподавателя рисования и черчения в Земской учебной мастерской в Сергиевом Посаде. Через три года В.И. Соколову подчинили всю художественно-столярную мастерскую, обязав его следить за заготовкой древесины, её сушкой, распределением заказов в мастерской и по деревенским мастерам-надомникам, наблюдать за школой рисования, за отделкой мебели, приемкой изделий, расчетами с мастерами. Каждую неделю художник должен был ездить в Москву, в Кустарный музей, где С.Т. Морозов собирал совещания с просмотром изделий.
Согласно воспоминаниям В.И. Соколова, однажды С.Т. Морозов принёс на одно из таких совещаний несколько купленных им в кондитерском магазине шкатулок, украшенных выжиганием с росписью, и сказал: «Французы заполонили все магазины, а мы спим». Так было решено наладить такой же промысел в Сергиевом Посаде. Образцы для него стал выполнять  в основном В.И. Соколов, используя, по его словам, рисунки на прялках из собрания Исторического музея и собственные пейзажи и этюды. На деревянные предметы он накладывал краски таким плотным слоем, что они, приобретая яркость и чистоту звучания, становились подобными эмалям. Особую декоративность его коробочкам придавал любимый Соколовым мотив пейзажа с памятником древнерусской архитектуры, где белый снег контрастировал с яркими пятнами сооружения.
Зачастую художник оставлял в композиции большие плоскости естественного цвета дерева, которое, просвечивая сквозь тонкий слой лака, становилось золотистого цвета – основного цвета русской осенней природы. Таким образом был выработан упрощенный и доступный для мастеров язык росписи, который стали называть «соколовским». В раритетном издании каталога персональной выставки В.И. Соколова 1928 г. отмечается, что на нём лежит «отпечаток своеобразной художественной личности» автора. И далее: «Пословицы, присказки и события текущей жизни получают отзвук в художественных формах этого стиля, корни которого надо искать в русских лубках 18-19 вв.». Характерно, что по этому же пути пошли в 20 в. художники, возрождающие гжельскую майолику в д. Фенино во главе с выпускником АХПУ Н.Б. Туркиным (М. Коваленко, Ю. Петлина, В. Чепрасова, О. Талагаева, И. Григоренко, Т. Тимошенко).
Местные Сергиевские мастера быстро освоили технику выжженного контура и начали выпускать украшенные таким образом пасхальные яйца, коробочки, ёлочные игрушки, панно, шкатулки, матрёшки и т.д. Изделия распространялись через Кустарный музей в Москве и Склад кустарных изделий в Петербурге, ими торговали с заграницей, на выставках в Петербурге, Париже, Льеже, Милане, Лейпциге эти произведения с так называемой «соколовской» росписью получали медали и почётные дипломы.
В собрании Музея игрушки хранится большая коллекция изделий, выполненных по эскизам Владимира Соколова и его брата Василия. Это и матрёшки, укладки, вазы, горшочки, пеналы, столярные и токарные шкатулки, произведения «золотой точёности» - рождественских и пасхальных сувениров. Всех их отличает качество исполнения и разнообразие приёмов оформления.
После революции Соколовы продолжали создавать образцы для Игрушечной артели имени РККА (затем фабрики игрушек №1). Эти эталоны живы и по сей день, ими пользуются художники, сверяющие по ним ориентиры своего художественного видения.
Традиции Соколовых заложенные ими в технике выжигания и росписи были продолжены их учениками Александром Ивановичем Шишкиным (1905-1977) и Сергеем Михайловичем Хованским (1911-1980). В 1960-е гг. С.М. Хованский был главным художником Загорской игрушечной артели имени РККА (Загорской фабрики игрушек №1) и создал ряд образцов в росписи по выжиге на деревянных игрушках. А.И. Шишкин же работал ещё в  артели «Кустарь-художник» (1920-е гг.), «Сергиевской промышленной кустарной игрушечной артели» (с 1929 г.), цехе народных художественным промыслов Загорской художественно-промышленной артели (с 1948 г.). Его произведения ныне также хранятся в собраниях многих музеев России. В отличие от небольших лирических сюжетов Соколовых их отличают подчас большие размеры изделий, которые активно использовались автором, и украшающие их многофигурные жанровые композиции.
Ещё до недавнего времени ЗАО «Художественные изделия и игрушки» выпускало выжженных богатырей и шкатулки «Суздаль», «Лавра», «Загорск зимой», «Загорск» и «Успенский собор», выполнявшиеся по старым соколовским и шишкинским образцам.
На некоторое время традиция росписи по выжиге ушла на периферию художественной жизни, чтобы в 1980-е гг. возродиться в творчестве художника и искусствоведа Михаила Дмитриевича Глинкина (1921-2000), который взял за образец традицию «Соколовского» декора.  Произведения М.Д. Глинкина, выполненные совместно с загорскими токарями Марией Павловной Сухачёвой (род. 1946 г.) и Сергеем Николаевичем Глушенковым (род. 1957 г.) широко представлены в собрании Музея игрушки. Как правило, это небольшие токарные шкатулки и матрёшки с тонким контурным рисунком выжигой.
В Музее игрушки представлены также матрёшки работы Лидии Никитичны Бодровой (род. 1937 г.). Одна из них 1971 г. сохраняет чистую слегка покрытую лаком поверхность чистого дерева с нанесённым на неё тонким выжженным контуром и тактично положенными цветовыми пятнами росписи.
Росписью по выжиге занимались в посаде многие художники и мастера. Среди них назовём Павла Александрович Власова (1958-2012), Олега Борисовича Горожанина (род. 1959 г.), Евгению Матвеевну Штромбах (род. 1933 г.), Николая Михайловича Кудюкина (1946-1975), Юрия Викторовича Дмитриева (род. 1954 г.), Владимира Герасимовича Зуденкова (род. 1933 г.), Валентину Алексеевну Седову (род. 1947 г.), Варвару Николаевну Козуб (род. 1923 г.), Алевтину (Аллу) Александровну Пителину (род. 1940 г.), Алексея Ивановича Юревича (род. 1940 г.), Наталью Николаевну Воронину (род. 1960 г.), Валерия Владимировича Воробьева (род. 1962 г.)
В Музее игрушки можно увидеть и матрёшки ещё одного некогда популярного современного автора – Ирины Анатольевны Марачёвой (род. 1958 г.). Все они как, например, 14-местный 1984 г. комплект этих знаковых фигурок, покрыты тонкой паутинкой выжженного рисунка и тактичной росписью.
Подводя итоги всему сказанному, можно отметить, что роспись по выжиге, пришедшая в Сергиев Посад почти одновременно с матрёшкой,  когда здесь уже были активно развиты игрушечное резное по дереву и лепное из папье-маше производства, завоевало своё «место под солнцем» и выявило себя в творчестве десятков талантливых мастеров, продолжая и поныне вербовать всё новых и новых сторонников этого древнего и молодого искусства.
А. Греков
кандидат искусствоведения

       
       

Hosted by uCoz